12.11.2013
(интервью, из неопубликованного (2). Часть цикла статьей, написанных за последние три года, и, по большей части, пошедших в дело)
выложить здесь этот текст побудило, прошедшее на rzia.ru, обсуждение http://rzia.ru/topic4321-impuls-rezhektsii-dv.html , собственно полностью инициированное упоминаемой в интервью проблемой с современными отраслевыми стандартами
Защита российского производителя – одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Давайте поговорим о том, какая ситуация складывается в этой сфере для производителей высокотехнологичных продуктов и нуждаются ли они в защите.
Ваша компания известна на российском рынке. Она производит системы технологической связи, автоматизации и релейной защиты собственной разработки. При ведении сложных проектов в топливно-энергетическом комплексе страны компания может выполнять функции поставщика, системного интегратора, генерального подрядчика, проектного института, строительно-монтажной или пуско-наладочной организации, проводит сервисную, учебную и консультационную работу. А в чем состоит главная особенность компании?
Просто быть компанией - российским производителем полного технологического цикла мало. Необходимо, чтобы все, что вы делаете несло в себе ту или иную национальную идею и решало ежедневные проблемы, ведь все, что вы делаете только начинает жизнь с окончанием проекта или договора. Необходимо иметь собственную, основанную на российских традициях, укладах и знаниях тысяч российских ученых и инженеров практиков техническую политику, дающую иммунитет против бездумного использования модных и навязываемых извне идей. Выполнять собственные НИОКР. Не обязательно глобальные. Сейчас для страны важны именно малые НИОКР – тысячи небольших шагов, улучшающих настоящее, и позволяющих создавать «облако» конкурирующих и превосходящих, а не копирующих продукты ведущих иностранных компаний решений. Наши продукты, по большей части не имеют в мире прямых аналогов, и в силу специфики деятельности компании решают накопленные за десятилетие проблемы эксплуатации устройств и систем технологической связи, и релейной защиты…
Так они используются, или этому что-то мешает?
Пока что мы многие конкурсы проигрываем. Для этого есть субъективные и объективные причины. В энергетике за последнее десятилетие здоровая консервативность приобрела эмоциональную окраску. Реконструкция и внедрение новых для России технологий шли очень тяжело. Огромные силы потрачены на «доведение до ума» и обучение используемым, к сожалению, по большей части иностранным, техникам. Расцвела дифференциация по компаниям-поставщикам-иностранцам. Все этапы выполнения конкурсов стали проходить под знаком: сохранить свои знания, умения и интересы, уникальность – средства заработка или дохода. В результате несмотря на то, что западная техника вызывает у российской эксплуатации много нареканий, конкурсная документация ориентирована именно на нее... а вопросы эксплуатации в документации чаще всего вообще не рассматриваются – другая епархия-с…
Что же делать – менять конкурсную документацию?
Конечно. Но не только конкурсную документацию - надо менять все подходы. В России сейчас сложилась уникальная ситуация. Благодаря проектным организациям и отраслевым институтам энергетика «обросла» множеством обосновывающих использование импортных техник стандартов. Российские принципы, решения и устройства, до 2002 года служащие базисом функционирования самой безопасной в мире энергетики, сейчас де-факто находятся «вне закона» - они элементарно не соответствуют умело подобранным конкурсным требованиям. Не только техническим, но и организационным, финансовым. Все мы (российские производители) давно попали в капкан: независимо от того, это российские традиции или российские новации - они не соответствуют про импортным стандартам и требованиям, конкурсы проигрываются, деньги уходят за рубеж, денег на развитие российских технологий и промышленного комплекса нет, рабочие места сокращаются. Особенно обидно, когда речь идет о прикладных (то есть работающих уже сейчас) технических прорывах… Наиболее бедственная ситуация с этим в ОАО «ФСК ЕЭС»…
Простите, но есть Закон РФ о госзакупках, где прямо говорится о приоритете российских производителей…
Закон есть, но он допускает множество вариантов его обхода. Чаще всего слышишь: необходимо обеспечить совмещение с импортными техниками (часто устаревшими), или изменение чего-либо в сложившихся отношениях (с импортными партнерами и техниками) требует усилий, денег и времени. Многие российские предприятия, предлагающие сильные разработки, не могут пробиться к заказчику. Даже предлагая бесплатно (за свой счет), собственными силами (без усилий) корректировку, например, проектной или конкурсной документации, они не могут перейти барьер сложившихся отношений с импортными партнерами.
Возможно, электроэнергетические компании технически не готовы принять ваши разработки?
Здесь уместнее говорить о том, что они (чиновники всех уровней электроэнергетических компаний) не желают иметь дело с российскими производителями. В рамках сложившейся системы закупок заказчики предпочитают иметь дело с крупными с ними аффилированными или дочерними компаниями, позволяющими использовать различные финансовые схемы отложенных платежей, теневой оборот выделенных средств, решение возникающих проблем на уровне понятий. Работа с российскими производителями – это потеря «скидок» (теневого оборота), четкий финансовый контроль, исполнение нормативных сроков документооборота и оплаты, работа с банковскими гарантиями, отказ от многолетних 100% пост-плат по договорам, путешествия по за границам и т.д.
При этом техническое звено энергокомпаний, простые работники и исполнители предпочитают работать с продукцией российских компаний, и это понятно: многие российские компании взаимодействуют друг с другом, чтобы вырабатывать согласованные решения для предприятий ТЭК с учетом их индивидуальности, изначально с учетом российских условий эксплуатации, минимальными сроками обслуживания и ремонта, привычными регламентами эксплуатации, русскоязычными документацией и интерфейсами, понятными техподдержкой и обучением…
Какую роль может сыграть государство в том, чтобы российские компании активнее сотрудничали с российскими производителями?
Нужны правила, поддерживающие использование российского оборудования, делающие его использование выгодным для управленцев. Например, проекты с российским оборудованием обходятся дешевле, что грозит чиновникам не выполнением инвестпрограммы и сокращением финансирования на следующие периоды. Плохо. Или одна поездка на конференцию в Париж съедает бюджет на переподготовку, доставляет удовольствие, и лишает необходимости организовывать поездки сотрудников по учебным курсам по российским глубинам. Хорошо.
Хотя думаю выполнение целевых программ по реализации импорт замещения, использования на стратегических энергетических объектах доверенного оборудования, обеспечения требований информационной безопасности и двойного назначения вынудят управленцев и чиновников «полюбить» российского производителя. Особенно, если установить контролируемые критерии исполнения и реализации.
Вы обозначили глобальные проблемы, без законодательного обеспечения которые не решить.
Совершенно верно. При председателе комитета Госдумы России по энергетике Иване Грачеве работает комиссия по ГОСТам и стандартам. Но она в основном занимается законотворческом в организационной и административной сферах деятельности ТЭК. Основным же разработчиком технических ГОСТов, стандартов и регламентов для российской энергетики должен стать Системный Оператор. Ведь именно он владеет данными, поступающими от всех предприятий ТЭК страны – «ФСК», «Россетей», «Транснефти», «Газпрома» и т.д., и сохранил представления о том, как сделать энергетику безопасной и надежной. Новые стандарты и регламенты должны стать серьезным инструментом защиты российского производителя. Без этой защиты отечественные предприятия будут продолжать умирать, чем дальше, тем быстрее, а специалисты, которые получили образование и опыт в России, будут уходить в западные компании, потому что в своей стране их труд не востребован. Засилье импортной техники редко к хорошему приводит. Достаточно посмотреть, что стало с автопромом США, Англии и России, электроникой США и Европы, авионикой России, и, наконец, проследить изменение аварийности в ТЭК за последние 15 лет России.
Если оценить объективно, то насколько широк рынок для вхождения отечественных производителей оборудования в российские же проекты?
Рынок огромен. Взять хотя бы распределительный электросетевой комплекс страны. На его объектах еще стоят системы РЗА, выпущенные в 60-80-х годах. Они давно устарели морально и физически. Но чтобы начать их замену, электросетевые организации должны провести конкурсы. Нам же, чтобы попасть на конкурс, нужно знать, какие технические решения принимает заказчик. Сегодня они могут быть самыми разными – как таковые техническая политика и системные программа надежности и безопасности страны отсутствуют. Без этого технические решения не могут стать типовыми. А это значит, что мы рискуем повторить ошибки, допущенные при реконструкции ОАО «ФСК ЕЭС», когда и первоначальные сроки реализации сорваны, и перефинансирование многократное, и окончания реконструкции не видно – уже подошло время замены техник, установленных в начале реконструкции...
Хочется верить, что «законодателями моды» в электроэнергетике страны станут ОАО «Россети» и обновленная ОАО "ФСК ЕЭС", как глобальные электротранспортная и распределительная компании. Если они начнут ставить российское оборудование, остальные предприятия ТЭК перейдут на него же, потому что мириться с несовместимостью техники и проблемами удаленных концов уже нельзя...
0 коммент.:
Отправить комментарий