Объявления

с некоторого времени перестал функционировать хост, на котором хранились все картинки и файлы блога.
Большинство записей восстановленно (требует очень много времени).
Если Вы столкнулись с пустыми страничками, прежде всего попробуйте их найти на http://romvchvlcomm.pbworks.com/w/page/6499400/FrontPage
или свяжитесь со мной
.
Чтобы со мной связаться, смотрите страничку

Уважаемые читатели, если Вы хотите высказать свое мнение в развернутом виде, или задать вопрос, пользуйтесь разделом Поговорим? (Гостевой книгой).
Блог является авторским, поэтому, если особо не указано, источник информации - автор.
Когда задаете вопрос по какой-то конкретной теме/статье, неплохо бы намекнуть о каком материале идет речь (total его здесь неск.сотен страниц).


Измененный разделДата
Кабели и кабельные линии. Примечание
14
.11.2011
Проектирование ЦВЧ каналов и сетей (добавлены климатические карты) 17.12.2008
КЛ, КЛ-ВЛ с транспозицией экранов и WinTrakt (см. PS - очень важно), коммент29.06.2009
Проектирование ВЧ каналов26.09.2008
Раздаю долги... - Комментарии - falcon продолжает исследование ПВЗ-90М
и еще

и еще

и еще

и еще и еще...

20.04.2009

Защита линий 110кВ, ДФЗ, ДЗ, ВЧБ
, или ... не знаю, куда еще ее потом переместят...
28.08.2008
Пара слайдов из курса 2008... Статья о новых проводах
01
.07.2009

Рекомендуется прочитать ВЧ эксплуатации: falcon "Об измерениях..."
и
"Сложный вопрос"

14
.04.2009

суббота, 16 октября 2010 г.

О развитии телекоммуникационной инфраструктуры электроэнергетики

как и обещал, размещаю присланную мне статью специалиста российской энергетики

Григорий Соляков

О развитии телекоммуникационной инфраструктуры электроэнергетики

Введение

В свое время Правлением РАО «ЕЭС России» было принято решение о возложении на ОАО «ФСК ЕЭС» функций по строительству и эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры электроэнергетики (№ 649пр/2 от 16.04.02 г.). По-видимому, выбор пал на ОАО «ФСК ЕЭС» потому, что линии электропередачи (выгодная среда для прокладки оптического кабеля) и крупные подстанции (места размещения активного оборудования связи)- в собственности компании. Вероятно, могли быть и другие причины. Следует отметить, что вышеуказанное решение РАО «ЕЭС России» было принято в условиях создания конкурентного оптового рынка электроэнергии и мощности. Иными словами, на ОАО «ФСК ЕЭС» были возложены функции по эксплуатации и развитию систем связи (в особенности дальней), в том числе и для нужд участников рынка электроэнергии.
Прошло 8 лет. Каковы результаты работы в этом направлении ?

1. Единая цифровая сеть связи энергетики

В 2003 году ОАО «ФСК ЕЭС» начало работу по созданию телекоммуникационной сети под названием «Единая цифровая сеть связи энергетики» (ЕЦССЭ). В настоящее время ЕЦССЭ охватывает Центральный узел связи (ФСК ЕЭС), окружные узлы связи (МЭС регионов), региональные узлы связи ПМЭС и узлы связи ПМЭС. Транспортная среда сети – преимущественно каналы связи ОАО «Ростелеком».

Создание сети ЕЦССЭ позволило ОАО «ФСК ЕЭС» решить многие корпоративные задачи в области информационных технологий, однако ЕЦССЭ оказались присущи и недостатки:
  1. Низкая надежность транспортной сети-используются преимущественно каналы связи одного оператора (ОАО «Ростелеком»), следовательно они не резервируются. Необходимо отметить, что, по мере строительства ВОЛС, ОАО «ФСК ЕЭС» выполняет резервирование участков ЕЦССЭ по новым ВОЛС.
  2. До определенного момента времени существовали затруднения в реализации приоритета служб реального времени (телефония, видеоконференцсвязь) по отношению к остальным данным в общем IP-потоке. Этот недостаток приводил к ухудшению качества технологической телефонии и накладывал ограничения на использование для оперативных переговоров сети ЕЦССЭ диспетчером МЭС.
  3. До определенного момента времени не была предусмотрена реализация «классических» (TDM) речевых каналов, необходимых для организации прямых диспетчерских каналов связи и селекторной связи (аудио) требуемого в энергетике качества. Данный недостаток, прежде всего, приводил к снижению оперативности работы диспетчера МЭС.
  4. Недостаточно совершенная система оперативного обслуживания (оперативная вертикаль) ЕЦССЭ. Данный недостаток оказывает влияние на время восстановления сети при неисправностях и, как следствие, на коэффициент готовности сети. Возможно, что начавшийся в 2009-2010 г.г. процесс создания региональных филиалов Московского узла связи энергетики будет способствовать улучшению эффективности оперативного обслуживания.
  5. Недостаточный охват сетью ЕЦССЭ «конечных», «низовых» энергообъектов – электроподстанций, электростанций.
Данные недостатки в своей совокупности привели к нецелесообразности или невозможности использования сети ЕЦССЭ другими энергокомпаниями для выполнения технических условий на присоединение к сети оптового рынка электроэнергии и побудили последних к поиску провайдеров каналов или услуг для решения своих технологических задач.

2. ВОЛС-ВЛ

Телекоммуникационный бизнес ОАО «ФСК ЕЭС» оказался жестко привязан к основному бизнесу компании:
  1. По состоянию на октябрь 2007г структура исполнительного аппарата ОАО «ФСК ЕЭС» была такова, что каждое из 4-х телекоммуникационных подразделений подчинялось своему руководителю одного из направлений основного бизнеса компании ( Служба оперативного управления ИТСиСС-Директору по оперативному управлению, Департамент развития ИТСиСС-Директору по технологии, Департамент информатизации-Директору по информатизации, Департамент эксплуатации ИТСиСС-Заместителю председателя правления (блок эксплуатации и ремонта)). Очевидна второстепенная роль телекоммуникационных служб в ФСК ЕЭС в данный временной период, а также, вероятно, их слабая координация между собой для целей оптимальной эксплуатации и развития инфраструктуры связи. Заметим, что, начиная с 2008-2009гг в структуре исполнительного аппарата формируется телекоммуникационный блок, в состав которого входят телекоммуникационные службы.
  2. Строительство магистральных ВОЛС происходит практически исключительно по титулам строительства новых и реконструкции существующих подстанций и ВЛ.
Фактически цифровая сеть связи ОАО «ФСК ЕЭС» развивается отдельными участками, сконцентрированными вблизи реконструируемых и вновь строящихся энергообъектов компании. Данный принцип построения сети связи привел к тому, что ни в целом по России, ни в отдельных регионах не функционируют как законченные объекты-соответственно магистральная (межрегиональная) и региональные сети связи, отсутствует раздельная политика в части построения магистральной и региональных сетей.

Более того,«кусочный» метод строительства цифровых сетей противоречит принципам построения современных цифровых сетей связи. Например, наиболее эффективная технология построения транспортных сетей связи-SDH-предусматривает проектирование топологии сети «в целом», что крайне важно для оптимального использования встроенных в технологию механизмов защитного переключения (резервирования), управления сетью и организации синхронизации элементов сети.

3. Использование услуг сторонних операторов связи

Участники рынка электроэнергии (ОАО «СО ЕЭС», ОГК, ТГК, МРСК) ввиду того, что цифровая сеть связи ОАО «ФСК ЕЭС» находится в стадии развития и не удовлетворяет в полной мере требованиям оптового рынка, для решения своих производственных задач строят собственные сети связи, используя в качестве транспортной среды каналы связи операторов фиксированной и мобильной связи. Последние, в условиях жесткой конкурентной борьбы на телекоммуникационном рынке, ведут агрессивную политику, предлагая энергетикам, в том числе, решение «последней мили», доходя каналами связи до энергообъектов. Ряд операторов предлагают конечные услуги – телефонию, передачу данных (в том числе телемеханики), селекторную связь.

Такая тенденция не может не настораживать. В течение десятилетий существования единой энергосистемы страны, сеть связи энергетики строилась преимущественно на основе собственных каналов связи (особенно на уровне энергосистемы и ниже), что обусловлено заложенными при построении собственных систем параметрами повышенной надежности, резервирования ресурса, специальной системой эксплуатации и оперативного обслуживания, жесткой оперативно-диспетчерской дисциплиной, выраженных в отраслевых нормативных документах. Связь в энергетике являлась и является сегодня функциональным элементом единого процесса энергопроизводства, основой таких систем как АСДУ, АРЧМ, АСУТП и многих других.

При использовании каналов связи «альтернативных операторов» для нужд энергетиков наблюдается обратная картина. Избыточный ресурс сети, необходимый для обеспечения надежности телекоммуникационных служб оператор может не предусмотреть, нормы времени восстановления сети связи оператора отличаются от значений принятых в энергетике, топология, используемые технологии и принципы построения сети связи оператора непрозрачны для энергокомпании-заказчика услуги связи. Немаловажен и субъективный фактор- в погоне за более дешевым решением энергокомпания может отдать предпочтение менее надежному и качественному варианту предоставляемой услуги. Более того, современные системы РЗА, использующие в качестве транспортной среды цифровые каналы связи, предъявляют весьма специфические требования в части величины задержек сигнала, стабильности (предсказуемости) задержек, надежности. Выполнение данных требований возможно обеспечить как правило выбором соответствующей аппаратуры связи на стадии проектирования в отраслевых проектных организациях. И самое главное, в условиях использования каналов альтернативного оператора, отсутствует ответственность телекоммуникационного персонала компании в рамках энергопроизводства, иерархической оперативно-диспетчерской дисциплины.

Предоставление оператором связи конечных услуг энергокомпании предусматривает потерю контроля последней над оборудованием (АТС, каналообразующее оборудование, оборудование селекторной связи), что выводит оборудование связи из ведения диспетчера. Другим немаловажным последствием предоставления услуг «сторонним оператором» является риск потери конфиденциальности информации. Все это приводит к снижению экономической и энергетической безопасности как в рамках энергокомпании, так и в масштабе единой энергетической системы страны.

4. Предоставление операторам права прохода по ЛЭП

По-видимому, сетевые энергокомпании (ФСК, МРСК) все же не столь эффективно используют собственность-ВЛ в качестве среды для подвески и прокладки вдоль ЛЭП оптического кабеля. Зачастую право прохода кабелем связи по этим ВЛ и в охранных зонах отдается какому-либо оператору связи, энергетики же получают в собственность некоторую долю «темных волокон». Для операторов связи прокладка кабеля по ВЛ и в охранных зонах крайне выгодна, она существенно дешевле традиционных решений.

Такая политика сетевых энергокомпаний в данной сфере, помимо снижения надежности связи для энергетиков, обусловленной потерей оперативного и эксплуатационного управления кабелем, ведет к упущению прибыли, которая могла бы быть получена при условии строительства ВОЛС самими компаниями, за счет предоставления волокон другим компаниям (в аренду, на обмен, на продажу). Этот бизнес представляется энергокомпаниями во всем мире как самый оптимальный для энергетиков, высокодоходный и быстро окупаемый, так как достаточно прост, прозрачен и, как следствие, не требующий сравнительно большого аппарата, ориентированного на предоставление операторских услуг. У операторов связи все наоборот - у них есть большой аппарат, ориентированный на операторскую деятельность, что позволяет заниматься самым выгодным бизнесом - предоставлением конечных услуг или каналов.

Выводы:
  1. для обеспечения надежности управления энергопроизводством необходимо развивать собственные системы связи - средства диспетчерского и технологического управления (СДТУ);
  2. необходима специальная (централизованная) инвестиционная программа развития сети связи ОАО «ФСК ЕЭС» , не привязанная только к программам строительства энергообъектов и реконструкции основного технологического оборудования;
  3. необходимо создание в структуре ОАО «ФСК ЕЭС» департамента объединяющего все телекоммуникационные подразделения бизнес единицы «СЕТИ» (МЭС, МРСК), направляющего и координирующего использование существующих ресурсов, реконструкцию и строительство новых сетей связи для нужд компаний и участников оптового рынка электроэнергии.

5 коммент.:

Анонимный комментирует...

Это только выдержки или вся статья? Если вся, то не помешала бы статистика ко всем этим заявлениям. Такое ощущение, что опять бабки кто-то хочет заработат под очередным лозунгом.

romanovsergei комментирует...

это второй вариант статьи от 2007 года, которая по моей просьбе была обновлена для отображения текущей ситуации.
От себя могу сказать, что Автор - работник СДТУ, непосредственно работающий со всеми современными технологиями связи (не менеджер/управленец). Личной заинтересованности, насколько я знаю, не имеет...

Анонимный комментирует...

В тему:"Ростелеком" зарядится энергией.

Анонимный комментирует...

И статьи получается,что ФСК арендует каналы Ростелекома для построения магистрали? Я правильно понял?
EJIK

romanovsergei комментирует...

не доверять мнению специалиста оснований вроде бы нет.
С другой стороны при стоимости ВОЛС 10-15 тыс.евро/км в ФСК это выглядит разумным?