очередной Конференции СИГРЭ посвящается...
В рамках независимого рассмотрения задач создания каналов и сетей транспортного, доступа и внутри станционного уровней происходит расслоение технических и эксплуатационных процедур и политик. Фактически все они независимы.
Это приводит к тому, что если расширить границы ЕТСС до интерфейса пользователя, существование самой ЕТСС становится призрачным – виден лишь зоопарк техник и технологий с гигантским разрывом в понятиях технологической надежности, гарантированности сервисов и требований к персоналу.
Так же существует очевидный конфликт между требованиями ЕТСС к сетевому менеджменту с точки зрения наблюдаемости, и требованиями по наблюдаемости технологических каналов и трафика, в частности трафика сиk5;налов команд и управляющих воздействий, интеграции этих данных в системы автоматизации, например в систему АСУ ТП.
Более того, с «вымыванием» из энергетики профессиональных «релейных» кадров и приходом в нее профессионалов из других областей деятельности (знаний), технологические понятия и требования уходят в прошлое. Применительно к связи это означает, что в построении каналов и сетей технологической связи «побеждают» чисто «связной» и IT подходы: мы вам даем интерфейс, остальное – ваше дело.
Поэтому при кажущемся глобальном технологическом прорыве в отрасли[1] (новые элементные базы, технологии и подходы) и значительных в нее инвестициях, кардинального улучшения свойств энергетики не происходит. Что особенно заметно именно в технологии (управленческая, офисная и административно-хозяйственная части энергетики развиваются великолепно).
Технологи не видят состояния каналов, не знают, что они передают, не знают параметров надежности и качества передаваемых сигналов; не знают, что делать при пропадании канала или сигнала; как его обслуживать или эксплуатировать; как изменить его конфигурацию. Само функционирование технологических систем требует все большего и большего количества вспомогательного не специфичного для отрасли оборудования.
Современная инструкция для дежурного очень лаконична: видишь лампочку – гаси все.
Ибо для других действий, и вообще любых действий на современных ПС необходимы компьютер, умение на нем работать, время (часто превышающее время развития аварии, или время, необходимое для ее предотвращения) и профессиональные знания во многих областях техники, включая IT[2].
И это при том, что естественных причин повреждаемости современной информационной инфраструктуры стало значительно больше, чем ранее...
[1] Первоначальный этап реформирования – конец 90-х – начало 2000-х, когда Россию наводнили отживший свой век технологические и конструкторские решения из-за рубежа; и современный, когда Россия во многом используется как полигон для обкатки новых технологий зарубежными компаниями, назвать позитивными для страны можно лишь с большой натяжкой.
На первом этапе, например, вместо 70 новейших выключателей закупали 100 устаревших – выигрыш был налицо, однако сейчас спустя всего 7-12 лет их приходится заменять на более современные.
Или в последние годы: реализация на ПС супермодных стандартов и протоколов приводит к возрастанию стоимости «вторички» в разы, увеличению занимаемых объемов и потребления, возрастанию стоимости эксплуатации и обслуживания, росту инструментальной базы и росту кабельной инфраструктуры, которые по заверениям поставщиков должна уменьшаться.
О снижении аварийности говорить уже не приходится. Пора задуматься, как остановить ее рост, и рост приносимого ущерба.
Так же весьма эфемерными становятся требуемые сроки эксплуатации 20-25 лет - 5-10 лет предел для большинства новомодной вторички.
Негативно на процессе реформирования сказывается и преступное пренебрежение специфичными для России требованиями к аппаратуре, подходам и технологиям.
[2] Безлюдная или необслуживаемая ПС – это не «завоевание» технологического прогресса, а его проклятие – в отрасли нет достаточного количества специалистов, способных на всем этом работать, и работать 24 часа в сутки. Удаленный доступ и управление, аутсорсинг – единственные спасения от навязанной нам из-за рубежа технической политики. Круг замкнулся... Мы «на игле»…
И мы, либо будем продолжать платить (выводить из страны капиталы) за дальнейшее «погружение» в современные информационные (уже не энергетические) технологии (процесс бесконечен), либо повернемся, наконец, лицом к России, к самому дорогому, что у нас есть – человеку.
Надо немедленно изменить принцип создания интерфейса человек – машина. Он должен быть прост и интуитивно понятен, не требовать для работы специальных знаний и навыков. В этом смысл автоматизации, а не в подчинении человека логике работы машин. Мир будущего должен быть прост, и не требовать для поддержания своего существования человеческих «жертв».